Пятница
29.03.2024
03:37
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАРАСЕВОЙ ЯНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Категории

Меню раздела
Полезно прочитать [13]

Друзья сайта
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Полезно прочитать

«А ты сделал сегодня уроки?»

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/_article/aty-sdelal-segodnya-uroki/2/

Можно ли избежать конфликтов, когда выполнение домашних заданий превращается в ежевечерний кошмар? Наши эксперты объясняют, чем отличаются роли учителя и родителя и как можно заинтересовать ребенка учебой.

Домашние задания – одна из самых частых тем, которые возникают на консультациях детских и семейных психологов. Родители не справляются с детьми, а те не хотят учиться, ленивы, несобранны, тревожны, упрямы… «Как садиться за уроки – она плачет», «Он ничего не понимает», «Не сидит на месте», «Врет, что ничего не задано»... Родители страдают оттого, что им приходится вести себя вопреки собственным убеждениям: «Теряю над собой контроль», «Я срываюсь и буквально ору на него, а потом терзаюсь от чувства вины», «Бывает, махну рукой и сделаю все за него». Взрослые слишком эмоционально воспринимают ситуацию с домашними заданиями не только потому, что для них важны образование и будущее ребенка. «Происходящее ежедневно напоминает им о собственных школьных годах, трудностях тех лет, ожиданиях своих родителей, разочарованиях и неудачах», – говорит возрастной психолог Татьяна Бедник. Оживают давние страхи: «Кем ты станешь, если не будешь учиться?!» Кроме того, родители современных школьников сталкиваются с трудностями, которых сами не знали. «Многие взрослые просто растеряны, – считает школьный психолог Галина Цукерман. – Школа все больше меняется, она все меньше похожа на ту, в которой учились сами родители. А раз так, то как же им тогда контролировать ситуацию с учебой детей? Как им помочь? Эта потеря ориентации лишь усиливает их тревожность».

«Выполнение домашних заданий становится проблемой почти во всех семьях», – с сожалением констатирует Татьяна Бедник. Но она может стать и хорошим поводом задуматься о том, как мы общаемся с ребенком, как выражаем свои эмоции, как наказываем и награждаем его, какие ценности хотим ему передать (и какие реально передаем). Пройти вместе с детьми их школьные годы спокойно – задача чрезвычайно важная как для ребенка, так и для нас, день за днем проживающих таким образом свое родительство. Наши эксперты подскажут, как это лучше сделать.

Снять напряжение

«Соберись наконец!»; «Сколько раз можно делать одну и ту же ошибку!». Постоянно слыша упреки, ребенок перестает стараться, потому что просто не может представить себя достигшим успеха. «Когда выполнение домашних заданий превращается в мучение, пользы от них нет ни малейшей, – говорит школьный психолог. – Ребенок понимает только, что родители недовольны, что работа – это наказание и что он ни к чему не способен». Последствия такого ежедневного противоборства гораздо хуже, чем плохие отметки. «Я вдруг услышала, как кричу своей 9-летней дочери: «Ты вообще, что ли, ничего не понимаешь? Да ты даже не пытаешься! Я тебе не верю!» – сокрушается 36-летняя Мария. Когда таким образом с нами на работе разговаривает начальник, мы считаем, что он жесток и несправедлив. Так же воспринимают наши слова и дети. «Из-за этой проклятой учебы у нас постоянные ссоры! Весь мир против меня!» – описывает детскую реакцию Галина Цукерман. И как научиться брать на себя ответственность, когда тебе (и в тебя) не верят даже родители?

Перед тем как садиться с детьми за уроки, нам необходимо прийти в себя и успокоиться. Нет ничего «непедагогичного» в том, чтобы признаться: «Я раздражена, потому что сегодня очень устала. А как ты? Давай успокоимся и не будем ссориться». Поделиться своими чувствами: «Я нервничаю, потому что у меня самой были нелады с математикой», и рассказать, как их удалось преодолеть. Ребенку важно знать, что с любой школьной трудностью можно справиться. Ну а если одолеть раздражение не удается, лучше, по мнению Татьяны Бедник, попросить помочь с уроками кого-то другого – родственника или студента-репетитора.

Открыть другие пути к знанию

«Я ничего не понимаю!», «Никому это все равно не нужно!» – подобные заявления говорят лишь о сильном дискомфорте, который ребенок испытывает, когда не может справиться с уроками. Увы, если в ответ его лишают компьютера или телевизора, заставляют по десять раз переписывать одно и то же, это никак не мотивирует его и не помогает постичь смысл учения.

Родители не должны дублировать учителей. У них совсем другая роль – сохранить в ребенке радость жизни, любопытство, желание узнавать и способность удивляться. «Родители – не карающая инстанция, а «товарищи по несчастью», которые вместе с детьми проживают эти одиннадцать школьных лет, – говорит Галина Цукерман. – Если им важно, чтобы ребенок получал образование в широком современном смысле слова, им нужно позаботиться о том, чтобы углублять и разнообразить его интересы. Поддерживайте его потребность узнавать новое.

Делать вовремя

Если родители не могут быть рядом, когда ребенок делает уроки, ему все равно необходимо чувствовать их доброжелательное (хотя и требовательное) отношение. Но Галина Цукерман предостерегает: не стоит делать (переделывать) уроки поздно вечером, когда родители вернулись с работы. Смысл таков: «У тебя есть твое дело – это уроки. Ты должен его сделать. Всякое дело нужно делать вовремя. Мне очень интересна твоя жизнь, я с удовольствием посмотрю твои тетрадки, ты мне расскажешь, что сегодня с тобой произошло. Но переделывать уроки мы не будем. Лучше почитаем, поговорим, поиграем».

Ну а если, придя вечером домой, родители обнаруживают, что уроки не сделаны или сделаны кое-как? «Если это одноразовое ЧП, то стоит помочь ребенку не попасть завтра в неприятное положение: решить за него задачу, продиктовать английский перевод, – считает школьный психолог. – Если же это происходит регулярно, то и помощь должна быть регулярной. 

Готовит ли он уроки вместе с вами или сам, верная установка для выполнения домашнего задания, по мнению Галины Цукерман, такова: «Сегодня я постараюсь и сделаю все, что в моих силах. Мне помогут настолько, насколько мне нужно. И в результате завтра я смогу сделать лучше».

Категория: Полезно прочитать | Добавил: Учительница (03.02.2014)
Просмотров: 751 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Минута час бережет


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz